Методы воспитания ребенка -
похвала!
Интересная
статья о «кнуте и прянике» — как методах воспитания ребенка. Мне больше по душе
«пряник». А Вам?
Прочитайте эти советы, в ним очень много полезной информации.
Вопреки мнению о том, что «пинок рождает крылья», гораздо более мощным стимулом
для человека разумного в любом возрасте является все же похвала – если,
конечно, его не испортили «силовым» воспитанием, и доброе слово для него уже не
аргумент (в сравнении с ремнем). Однако о несчастных случаях воспитания мы
сейчас говорить не будем – остановимся лучше на приятном: на похвале как
двигателе прогресса.
Оказывается, несмотря на кажущуюся простоту этого вопроса, хвалить надо уметь.
И более того, надо еще и понимать, каких ошибок не следует допускать при этом.
Ошибка №1: хвалить слишком часто
Если буквально за каждый шаг дитя осыпают комплиментами, если каждый чих
сопровождается умиленными комментариями в духе «ах, ты ж моё
золотко/лапочка/птичка/рыбка!» – похвала, скажем так, девальвируется – падает
ее значимость в глазах ребенка. В самом деле, если и поход в магазин, и помощь
в приготовлении обеда, и уборка в своей комнате – все это награждается такими
же обильными словоизлияниями, как и, скажем так, полезное неделание чего-либо:
не нашкодил, не изрисовал обои в коридоре, на намочил штанишки, не мучил кота,
не отобрал у брата машинку – то кто станет напрягаться? Когда похвалу получить
слишком легко, ценность ее существенно снижается.
Ошибка №2: хвалить слишком редко
Эта ситуация противоположна предыдущей. Есть родители, от которых доброго слова
не дождешься, какие бы подвиги ребенок ни совершал: научился колготки надевать,
сам записался в секцию авиамоделирования, победил на олимпиаде по математике –
все воспринимается как должное и не удостаивается специальных «знаков
одобрения».
Эта категория мам и пап, как правило, слишком требовательна к ребенку – или же
они просто эмоционально холодны. Возможно, их и самих так воспитывали, и они
выросли в убеждении, что детей не надо «портить», а, напротив, следует «держать
в строгости». Однако посудите сами, дорогие взрослые, как вы чувствовали бы
себя при начальнике, который, что бы вы ни делали, не повышал бы зарплату, не
начислял премий, не устраивал бы праздников и даже банальное «спасибо» цедил
сквозь зубы? Правильно, желания работать – никакого.
Так же чувствует себя и ребенок в аналогичной ситуации – у него просто нет
стимула для того, чтобы вести себя хорошо. А родители еще и приговаривают: «А
за что его хвалить-то? Все равно никогда ничего хорошего не делает»…
Ошибка №3: похвала, звучащая как оскорбление
Наверное, каждый из нас когда-нибудь слышал что-то вроде: «Вот, можешь же, если
захочешь, балбес эдакий!» или «Наконец-то и ты стал похож на нормального
человека!». И каждый, кто это слышал, наверняка помнил, как от таких слов…
правильно, коробит, а отнюдь не хочется сделать что-то ещё. Здесь истинный
смысл «родительского послания» состоит не в том, что ребенка хвалят и отмечают
его достижение, а в том, что все-таки, несмотря на это, считают недотёпой.
Поэтому, уважаемые родители, следите за тем, что и как вы говорите, и почаще
задумывайтесь о том, хотели ли бы вы услышать нечто подобное в свой адрес.
Ошибка №4: похвала-сравнение
Сравнивать ребенка с другими детьми – это вообще занятие непродуктивное, и в
особенности в таком деликатном деле, как похвала. Если ребенка хвалят,
превознося над другими детьми – велик риск вырастить заносчивого зазнайку.
Обычно это выглядит так: «Ты у меня такая красавица – да тебе в подметки никто
не годится!», «Ты так хорошо учишься – куда там до тебя всем твоим
одноклассникам!». В результате получим «пуп земли», который будет железно
уверен, что он – «круче всех», а с таким мировоззрением жить ой как непросто…
Особенно плохо, если фраза типа «Какой ты молодец, не то, что Юрка/Машка!»
произносится по отношению к брату/сестре. Это порождает нездоровое
соперничество между детьми и провоцирует дополнительные конфликты. Но еще хуже,
если между детьми в семье закрепляются устойчивые роли: один – «молодец»,
второй – «неудачник». Как правило, увы, эта модель остается на всю жизнь, и
хороших отношений между членами этой семьи в будущем ждать не приходится.
Ошибка №5: незаслуженная похвала
Дети в возрасте от 4-5 лет и старше уже вполне могут отличить заслуженную
похвалу от незаслуженной. Если старшая сестра убрала в комнате, а похвалили
младшую и даже дали конфету, то малышка уже вполне в состоянии расплакаться и
отказаться от сладости – ведь она ее не заработала! Впрочем, если такое
повторяется часто, то, увы,
ребенок привыкнет присваивать себе чужие заслуги, а это опасно тем, что может
сформировать соответствующую черту характера.
Итак, теперь провели «работу над ошибками» и уже знаем, как хвалить не надо. А
как же – правильно? Правильно – так, как подсказывает вам здравый смысл,
контекст ситуации и ваша искренняя любовь к ребенку.
Похвала должна быть:
– адекватной и соразмерной ситуации;
– заслуженной;
– необидной.
Но главное заключается в том, что, если в голосе звучат тепло и доброта, то
похвала достигает своей цели – стимулирует ребенка стать еще лучше… А ведь мы
именно этого и добивались, не так ли?
материал подготовила: Вареница Юлия Михайловна
Источник: http://www.yandex.ru/ |