Психологический анализ урока
Цель – помощь учителям в анализе урока с точки зрения
определения степени его личностной ориентированности на каждого ученика.
Задачи предлагаемой схемы психологического анализа урока:
- помощь учителю в
определении эмоционального самочувствия ребенка на уроке, его
отношения к предмету, уроку, себе самому;
- психологизация и
гуманизация профессиональных установок педагога;
- стимулирование
профессиональной рефлексии учителя.
Схема психологического
анализа урока:
Оценка внешних условий проведения урока (размер классной
комнаты, температура воздуха, проветренность и освещенность помещения,
расстановка и размеры парт, их соответствие росту учащихся, дизайн
интерьера, дидактическое оформление).
Психологическая оценка урока:
- уровень организации урока
(доля спонтанности и учительского воздействия в настрое детей на урок);
- соотношение
самостоятельной, творческой деятельности учащихся, развитие их мышления;
- психологический климат на
уроке;
- соотношение монологического
и диалогического общения между учителем и детьми на уроке;
- темп и уровень сложности
урока, их соответствие возрасту и контингенту класса;
- адекватность форм и методов
учебной работы возрастным и психофизиологическим особенностям учащихся;
- оснащенность урока
средствами, оптимизирующими учебную деятельность детей с разными
репрезентативными системами (аудиальной, визуальной и кинестетической).
Психологический анализ учебной деятельности учащихся:
- позиция учащихся: активная
(субъекты учебной деятельности, действующие по внутреннему убеждению) или
пассивная (объекты, исполнители целей и задач учителя);
- владение основными
компонентами учебной деятельности (постановка цели, ее осмысление, выбор
средств и решения учебных задач, самоанализ и самооценка процесса и
результатов учебной деятельности);
- преобладающая мотивация
учения, проявившаяся на данном уроке;
- нацеленность урока: на
процесс или на результат учебной работы;
- организация ситуаций успеха
учащихся, повышение их самооценки, веры в себя и позитивного
самовосприятия;
- наличие инициативы у
учащихся в процессе учебной деятельности;
- наличие творческой или
исполнительской позиции, действие по алгоритму или эвристическое решение
учебных задач, вариативность в решениях;
- проявление у детей
ответственности за свои действия, умение оценивать себя и других;
- наличие вопросов,
дополнений, комментариев со стороны детей;
- отношение к ошибкам – своим
и товарищей (есть ли страх, напряженность в ситуации ошибки или она
вызывает интерес и потребность ее анализа);
- коммуникативные проявления
(открытость, индивидуальность, нестандартность речевых проявлений,
невербальная – экспрессия, глазной контакт, поза, мимика);
- склонность к взаимодействию
(групповая, парная работа, дискуссии, коллективное решение учебных задач,
взаимопомощь, сострадание в ситуациях неудач, радость за успехи
товарищей);
- раскрепощенность или
скованность;
- отношение уч-ся к учителю
(уважительное, равнодушное, подчиненное, недоброжелательное,
покровительственное);
- преобладающее на уроке
самочувствие и настроение класса (напряженность, страх, раздражительность,
агрессия, равнодушие, воодушевленность, энтузиазм,
мажорность).
Психологический анализ деятельности учителя на уроке:
- наличие психологической
дистанции между учителем и детьми;
- преобладающее отношение к
классу;
- коммуникабельность, умение
устанавливать контакт с классом и каждым учеником;
- способы активизации работы
учащихся (их разнообразие и педагогическая целесообразность);
- соотношение индивидуального
и группового общения на уроке;
- способность к делегированию
полномочий учащимся;
- умение слушать, проявлять
эмпатию;
- соотношение поощрения и
порицания;
- способность к
индивидуализации и дифференциации учебной работы с учащимися;
- стимулирование запоминания
или понимания, самостоятельности мышления, работа по формированию
мыслительных операций (сравнение, обобщение, классификация, анализ,
синтез, абстрагирование, систематизация);
- эмоциональная устойчивость,
владение собой, преобладающие эмоции;
- увлеченность преподаваемым
предметом;
- адекватность индивидуальной
манеры свойствам темперамента;
- внешний облик и культура
речи (поза, мимика, пантомимика, одежда, прическа, чувство вкуса, стиля).
Источник: http://www.yandex.ru/ |