Пятница, 17.05.2024, 09:23
ГБОУ Школа №1998 "Лукоморье"
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
Психология для всех [16]
Дошкольная психология [21]
Психология младших школьников [14]
Психология учащихся средней школы [5]
Психология старшеклассников [1]
ФГОС [5]
Главная » Статьи » ФГОС

О психологическом анализе урока

Психологический анализ урока

Цель – помощь учителям  в анализе урока с точки зрения определения степени его личностной ориентированности на каждого ученика.

Задачи предлагаемой схемы психологического анализа урока:

  • помощь учителю в определении  эмоционального самочувствия ребенка на уроке, его отношения к предмету, уроку, себе самому;
  • психологизация и гуманизация профессиональных установок педагога;
  • стимулирование профессиональной рефлексии учителя.

Схема психологического анализа урока:

Оценка внешних условий проведения урока (размер классной комнаты, температура воздуха, проветренность и освещенность помещения, расстановка и размеры парт, их соответствие росту учащихся,  дизайн интерьера, дидактическое оформление).

Психологическая оценка урока:

  • уровень организации урока (доля спонтанности и учительского воздействия в настрое детей на урок);
  • соотношение самостоятельной, творческой деятельности учащихся, развитие их мышления;
  • психологический климат на уроке;
  • соотношение монологического и диалогического общения между учителем и детьми на уроке;
  • темп и уровень сложности урока, их соответствие возрасту и контингенту класса;
  • адекватность форм и методов учебной работы возрастным и психофизиологическим особенностям учащихся;
  • оснащенность урока средствами, оптимизирующими учебную деятельность детей с разными репрезентативными системами (аудиальной, визуальной и кинестетической).

Психологический анализ учебной деятельности учащихся:

  • позиция учащихся: активная (субъекты учебной деятельности, действующие по внутреннему убеждению) или пассивная (объекты, исполнители целей и задач учителя);
  • владение основными компонентами учебной деятельности (постановка цели, ее осмысление, выбор средств и решения учебных задач, самоанализ и самооценка процесса и результатов учебной деятельности);
  • преобладающая мотивация учения, проявившаяся на данном уроке;
  • нацеленность урока: на процесс или на результат учебной работы;
  • организация ситуаций успеха учащихся, повышение их самооценки, веры в себя и позитивного самовосприятия;
  • наличие инициативы у учащихся в процессе учебной деятельности;
  • наличие творческой или исполнительской позиции, действие по алгоритму или эвристическое решение учебных задач, вариативность в решениях;
  • проявление у детей ответственности за свои действия, умение оценивать себя и других;
  • наличие вопросов, дополнений, комментариев со стороны детей;
  • отношение к ошибкам – своим и товарищей (есть ли страх, напряженность в ситуации ошибки или она вызывает интерес и потребность ее анализа);
  • коммуникативные проявления (открытость, индивидуальность, нестандартность речевых проявлений, невербальная – экспрессия, глазной контакт, поза, мимика);
  • склонность к взаимодействию (групповая, парная работа, дискуссии, коллективное решение учебных задач, взаимопомощь, сострадание в ситуациях неудач, радость за успехи товарищей);
  • раскрепощенность или скованность;
  • отношение уч-ся к учителю (уважительное, равнодушное, подчиненное, недоброжелательное, покровительственное);
  • преобладающее на уроке самочувствие и настроение класса (напряженность, страх, раздражительность, агрессия, равнодушие,  воодушевленность,  энтузиазм,  мажорность).

Психологический анализ деятельности учителя на уроке:

  • наличие психологической дистанции между учителем и детьми;
  • преобладающее отношение к классу;
  • коммуникабельность, умение устанавливать контакт с классом и каждым учеником;
  • способы активизации работы учащихся (их разнообразие и педагогическая целесообразность);
  • соотношение индивидуального и группового общения на уроке;
  • способность к делегированию полномочий учащимся;
  • умение слушать, проявлять эмпатию;
  • соотношение поощрения и порицания;
  • способность к индивидуализации и дифференциации учебной работы с учащимися;
  • стимулирование запоминания или понимания, самостоятельности мышления, работа по формированию мыслительных операций (сравнение, обобщение, классификация, анализ, синтез, абстрагирование, систематизация);
  • эмоциональная устойчивость, владение собой, преобладающие  эмоции;
  • увлеченность преподаваемым предметом;
  • адекватность индивидуальной манеры свойствам темперамента;
  • внешний облик и культура речи (поза, мимика, пантомимика, одежда, прическа, чувство вкуса, стиля).

 



Источник: http://www.yandex.ru/
Категория: ФГОС | Добавил: Татьяна-психолог (28.08.2012)
Просмотров: 4840
Всего комментариев: 0
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Copyright MyCorp © 2024Бесплатный конструктор сайтов - uCoz