Пятница, 17.05.2024, 09:30
ГБОУ Школа №1998 "Лукоморье"
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
Психология для всех [16]
Дошкольная психология [21]
Психология младших школьников [14]
Психология учащихся средней школы [5]
Психология старшеклассников [1]
ФГОС [5]
Главная » Статьи » Психология для всех

НАКАЗАНИЕ
НАКАЗАНИЕ
Всем приходится наказывать своих детей, даже тем, кто считает, что этого делать нельзя. Поначалу может показаться, будто мы прибегаем к наказаниям, чтобы заставить детей повиноваться и исправится, но по существу мы чаще всего проявляем таким  способом наше терпение и наш гнев.
        Я лично очень сомневаюсь, что наказания могут найти какое-нибудь оправдание, если применяются для воспитания детей. Во всяком случае, нужно, вероятно, немало поломать голову, чтобы отыскать такое оправдание.
        Вот некоторые опасности, которые всегда таятся, когда применяются наказания:
    1. Очень часто наказание не исправляет поведение ребенка, а лишь преображает его. Один проступок заменяется другим, по-прежнему остающимся неправильным, еще более вредным для психологического здоровья ребенка.
       Маленького Дугласа так отругали и так строго наказали, что он перестал заниматься мастурбацией, но желание у него не пропало – напротив, к нему еще добавился комплекс вины. Мальчик стал все время трогать руками разные вещи, окружавшие его, но лишь спустя много времени родители заметили в его поведении нечто странное.
    2. Наказание вынуждает ребенка опасаться потерять родительскую любовь. Он чувствует себя отвергнутым и нередко начинает ревновать к брату или сестре, а порой и к родителям.  
    3. Наказанного ребенка может возникнуть враждебное чувство к родителям, и это породит в его сознании чудовищную дилемму. С одной стороны, родители – взрослые, против них восставать никак невозможно, а с другой – он еще слишком зависит от них, чтобы извлекать пользу от своей вражды, не говоря уже о том, что он все-таки любит своих родителей. И едва в нем объединятся эти два чувства – любовь и ненависть,- как  сразу же возникает конфликт.
    4. Частые наказания, так или иначе, побуждают ребенка оставаться инфантильным. Обычно его наказывают за какую-нибудь ребяческую проделку. Например, за то, что он намочил или испачкал штаны, напроказил, и, прежде всего за что-то недозволенное, чего делать нельзя. Но желание достичь запретного не пропадает, и ребенок решает, что, пожалуй, не стоит от него отказываться, если можно расплатиться всего лишь наказанием, То есть он может делать все, что захочет, а рассердив родителей терпит наказание, чтобы расплатится, и очистить совесть и продолжать поступать в том же духе – и так до бесконечности.
    5. Наказание может помочь ребенку привлечь к себе внимание родителей. Хотя детям нужна, прежде всего, родительская любовь, они часто даже такую жалкую ее имитацию, как простое внимание, Ведь порой гораздо легче привлечь внимание родителей, делая какие-нибудь глупости, чем, оставаясь, все время добрым и послушным. Например, Анжела просит маму поиграть с ней, но знает, что тотчас услышит в ответ: «Мне сейчас некогда. Почему ты не хочешь быть умницей и пойти поиграть в сад?» Тут Анжела быстро соображает, что, если утащить из кухни сковородку или еще что-нибудь, мама сразу же бросит свои дела и найдет время поговорить с ней. Речь может идти не только о добром внимании со стороны родителей – неважно: все равно, было бы внимание.
        Учитывая психологический риск, связанный с наказанием, справедливо задать вопрос: чем можно заменить его?
1.    Терпением. Это самая большая добродетель, какая только может быть у родителей.
2.    Объяснением. Объясните ребенку, ПОЧЕМУ его поведение неправильно, но будьте предельно краткими.
3.    Отвлечением. Постарайтесь предложить вашему ребенку что-нибудь более привлекательное, чем-то, что ему сейчас хочется.
4.    Неторопливостью. Не спишите наказывать сына или дочь – подождите, пока поступок повторится.
5.    Наградами. На худой конец, они более эффективны, чем наказание если вы похвалили ребенка за хорошее поведение вместо того, чтобы считать его обычным, то одно это пробудет в нем желание еще раз услышать вашу похвалу. Даже если понадобится много времени, вы сможете изменить поведение своих детей совершенно безболезненно по сравнению с тем вредом, который принесет наказание.
        Если наказание применяется в дисциплинарных целях. Оно будет эффективно лишь в отдельных случаях. Шлёпать детей вообще не рекомендуется. Когда же вы наказываете ребёнка, лишая его какой-либо привилегии, которая у него была, но непременно добьётесь хороших результатов. И это лучше, чем кричать на него, сердиться или требовать расплаты, словно торговец. Напомните ребёнку, что вы его предупреждали – обещали, например, не дать сладкого, если он будет плохо себя вести, - и вот теперь держите своё слово.
         Не надо прибегать к наказаниям раньше, чем ребёнку исполниться 2,5 – 3 года. Он должен быть в состоянии  понять цель наказания – научить ребёнка правильно вести себя. Связь между одним и другим может быть такая: ваш ребёнок должен видеть наказание как результат, каких – то своих неверных поступков, а не как проявление   вашей злой воли.
   Рекомендуется иногда пошутить по поводу наказания и даже придумать какую нибудь игру, чтобы ребёнок тоже имел повод наказать вас. Если он почувствует, что и вы подчиняетесь этим правилам, он меньше будет сердиться, когда вы примените эти правила к нему.

Источник: http://sc9.ucoz.ru/
Категория: Психология для всех | Добавил: Татьяна-психолог (21.01.2013)
Просмотров: 870
Всего комментариев: 0
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Copyright MyCorp © 2024Бесплатный конструктор сайтов - uCoz