Проблема интернет-зависимости у детей
В современном обществе компьютер и пространство интернета
становятся обыденными,
почти бытовыми явлениями. В связи с этим возникает проблема
интернет-зависимости у детей, подчас даже самого раннего, дошкольного
возраста. Ведь ни для кого не секрет, что современные родители, для того
чтобы иметь больше свободного времени, часто используют телевизор или
компьютер в качестве средства занятости своего ребенка.
Ещё несколько лет назад эта проблема не была актуальна для России, но
сейчас, в
связи с быстрыми темпами развития интернета в России, ситуация
изменилась: все чаще и чаще специалисты, да и просто родители, отмечают у
детей почти болезненную привязанность к
нахождению в Сети.
Некоторые врачи, особенно в США, даже предлагают считать интернет-зависимость
особым заболеванием.
Как возникает эта зависимость? Сеть-это почти
неисчерпаемый источник информации, а
человек по природе своей любопытен, поэтому правильнее понимать
интернет-зависимость как желание
постоянно получать новую информацию. В общем, в этом нет ничего плохого; проблема же заключается в том, что чрезмерное
пребывание в сети выключает ребенка из нормальных социальных взаимодействий,
вредит социализации, так как процесс
общения в интернете носит специфический,
по сути, односторонний характер.
Дети дошкольного и раннего школьного
возраста особенно любопытны, и поиск информации, просмотр мультфильмов и картинок в сети может стать почти навязчивым
состоянием. Собственно, приучают ребенка
к этому родители, если с самого начала знакомства с компьютерной средой не
устанавливают четкие и всегда соблюдаемые правила: сколько и что можно смотреть
и искать в виртуальной реальности.
Ко всему
прочему, помимо проблемы бесконечного «поглощения» информации, существует и
другая опасность- просмотр детьми в сети нежелательного содержимого, сцен насилия, «взрослого»
контента. Порой такое происходит случайно, так как информация, размещаемая в
сети, и ответственность за её размещение фактически никак не регулируется
законодательством, поэтому даже на самом безобидном с виду сайте дети могут
натолкнуться на рекламные баннеры и прочее «недетское» содержимое. Решения этой
проблемы существуют - программы - родительские
фильтры, которые контролируют время пребывания ребенка в сети, специальные
детские поисковики, индексирующие лишь проверенные сайты, браузеры,
которые осуществляют доступ лишь к определенному сегменту Сети.
Впрочем, здесь имеются свои подводные камни - такие программы годятся только для совсем
маленьких детей, уже школьники могут
самостоятельно обойти эти препятствия. Кроме того, они могут воспринимать это
как выражение родительского недоверия. Поэтому лучше постараться уже с возраста младшей школы
развивать в ребенке ответственность за
свои действия, объясняя, что в интернете, как и в мире, полно опасностей и
просто нежелательных вещей и что существует альтернатива.
Кроме того,
у детей, долго сидящих в статичной позе, близко к монитору, естественно
возникнут проблемы с осанкой и зрением.
Как не допустить развития интернет-зависимости?
Первое, и самое простое - по возможности ограничивать время пребывания
ребенка в сети.
Полностью оградить ребенка не получится, уже в детском саду он будет
выглядеть белой вороной, если не будет иметь того, что имеют другие
дети. Сами по себе интернет и поиск информации не вредны- напротив, в
современном мире владение компьютером приравнивается к базовым навыкам,
вроде умения писать и читать, поэтому то, что для людей старшего и
среднего поколения в новинку, для нынешних детей- норма жизни. Важен не
сам факт использования интернета, а то, сколько времени там проводит
ребенок, т.е. во всем нужна мера. Надо с самого начала, как было сказано
выше,
заключить с ребенком своеобразный договор, и тогда, возможно, удастся
избежать привыкания ребенка к нахождению в Сети.
Второе. Постараться с самого начала обратить внимание ребенка на позитивные стороны
интернета- возможность получить быстрый
ответ на интересующие вопросы, наглядность материалов, широкие возможности для саморазвития и обучения.
Третье. Не делать из мухи слона, то есть излишне не заострять внимание ребенка на его
пристрастии, так как возможно это лишь временный интерес, а слишком агрессивная
реакция родителей, напротив, только закрепит желание и дальше погружаться в
виртуальное пространство, просто из чувства противоречия родителям.
Важно даль ребенку альтернативу времяпрепровождению
в сети, занимать его чем-либо. В этом помогут различные кружки, спортивные
секции, чтение книг. Но все это будет иметь смысл, если ребенок будет видеть
перед собой наглядный пример - если родители не читают, бессмысленно упрекать
ребенка отсутствием интереса к чтению.
Также зависимость от интернет-сёрфинга может свидетельствовать, особенно у школьников переходного возраста, о наличии
психологических проблем - если ребенок не может себя проявить в школе, если
дома разлад, он ищет среду, где мог бы реализоваться или просто забыть о своих
проблема
Источник: http://superpredki.ru/ |