Как первокласснику адаптироваться к школе?
Есть ли повод для беспокойства
Итак, ваш ребенок – уже школьник. Первого сентября он вместе со своими
ровесниками сел за парту, получил поздравления, напутствия от учителей и
старших ребят, подарки от родителей… Однако праздник закончился, и
начались будни со всеми их прелестями – ранним подъемом, обязательностью
посещения занятий, нескладушками с одноклассниками и учителями...
Некоторые дети с легкостью и без посторонней помощи справляются с этими
неизбежными трудностями. Но есть и другие детки – те, которым адаптация
к школе, ее режиму и требованиям дается ох как нелегко. Вот уже и
первый класс подходит к финишной прямой, а конца-края проблемам не
видно… Ребенок подавлен, родители нервничают – то ли еще будет,
ой-ой-ой…. Отчего же и с кем возникают подобные ситуации? И что можно
сделать, чтобы это исправить?
Для начала определимся, что же такое адаптация к школе вообще. В
психологии под этим термином принято понимать такую перестройку
мышления и деятельности ребенка, которая позволяет оптимально
«вписаться» в школьную среду:
– согласование своих «хочу» и школьных «надо»;
– умение выполнять задания (порой не слишком интересные для ребенка) самостоятельно;
– умение следовать школьным правилам, считаться с ними и не создавать
своим поведением помех для одноклассников и головной боли для учителей;
– умение налаживать и поддерживать дружеские связи, ладить или хотя бы
оптимально общаться с детьми вне зависимости от того, нравятся они
ребенку или не очень;
– понимание того обстоятельства, что учеба в школе – их «работа», что ученик – это социально значимая роль.
Школьные психологи не оставляют без внимания процесс привыкания
первоклассников к школе. Это делается для того, чтобы помочь тем, кому
трудно, дать рекомендации родителям и учителям с целью сделать
«вливание» малышей в процесс обучения и школьный коллектив более плавным
и безболезненным. Для этого неоднократно проводятся тестирования-срезы,
чтобы определить уровень адаптации в начале первого класса, в середине и
в конце учебного года. В результате выделяют детей с высоким, средним и
низким уровнем адаптации к школе.
Ребенок с высоким адаптационным уровнем любит школу, рад тому
обстоятельству, что теперь он – ученик. Он легко учится, с интересом
получает новые знания и радостно ими делится с окружающими, прилежно
выполняет задания в школе и дома (причем без особого внешнего контроля и
«нажима»), внимательно слушает учителя на уроке, способен что-то
выучить или подготовить по своей инициативе, «сверх программы»,
добросовестно выполняет «общественные поручения», легко сходится с
одноклассниками. Если в двух словах, то учеба для него в радость, а не в
тягость.
Ребенок со средним уровнем адаптации тоже вроде бы не прочь
посещать школу, негатива и отторжения уроки у него не вызывают, он в
хороших отношениях с одноклассниками и учителем, вполне способен усвоить
материал, который ему предлагают на уроках, однако предпочитает
работать и в школе, и дома под контролем взрослого и по его указаниям.
Самостоятельная работа у такого ребенка «не идет». Для него важно в
школе не познание, а сам статус ученика, и он заинтересован не столько в
изучении нового, сколько «делать все по правилам». Хорошо выполняет то,
что является для него интересным – если же что-то не получается или
«скучно» – процесс учебы стопорится и запускается только с помощью
взрослого. Словом, таким детям нужен постоянный контроль, инициативы в
получении знаний они не проявляют, у них слабо развита самостоятельность
в тех делах, которые не представляют для ребят непосредственного
интереса. Если с таким первоклашкой заниматься дома и следить, чтобы
выполнение уроков не растягивалось на несколько часов, а в школе
попросить учителя «уделить ребенку особое внимание (чтобы подвигнуть его
работать») – все будет неплохо, но мало у кого есть на все это время и
понимание необходимости…
Однако еще большего внимания требуют дети с низким уровнем школьной адаптации.
Такие дети к школе относятся негативно либо просто равнодушно, на
уроках подавлены, «отсутствуют». Или, наоборот, нередко нарушают
дисциплину, учебный материал усваивают не полностью, самостоятельно
работают с трудом и без интереса, домашние задания выполняют не всегда
(и то лишь при условии контроля и нажима родных). Для усвоения нового
материала им нужна помощь учителей и родителей: подробные неоднократные
объяснения и повторения, больше времени, чем остальным. Общественные
поручения эти дети выполняют без особой охоты, нередко не имеют в классе
друзей-приятелей и даже не в состоянии сказать, как кого зовут чуть ли
не до конца учебного года. Естественно, мало у кого наблюдается весь
«букет» вышеперечисленных особенностей, но если вы заметили у ребенка
хотя бы 3-4 – ему нужна помощь. И ваша, и педагога, и психолога.
Если оставить все как есть, речь будет идти уже о дезадаптации, а
то и о так называемом «школьном неврозе» – то есть о негативном
варианте завершения адаптации к школе. Дезадаптация охватывает все грани
школьной жизни: и учебный процесс, и отношения с одноклассниками и
учителями, и даже состояние здоровья. У ребенка образуются неадекватные
механизмы приспособления к неприятной для него действительности, он не
ощущает внутренней потребности учиться, воспринимает школу как
навязанную ему тягостную и ненужную необходимость, «повинность» – и
реагирует на эти обстоятельства попытками приспособиться. Как сумеет.
Почему же это происходит? И главное, что с этим делать?
Помощь при дезадаптации
Адаптироваться к школе для первоклассника – задачка не из легких.
Происходит это у всех по-своему и, увы, не всегда гладко. И если «не
гладко» (это называется дезадаптацией), то есть с нарушением механизмов
«приспособления к школьной реальности», то здесь может быть несколько
вариантов.
В первом случае ребенок «покоряется» действительности и «ломается» ею.
Ребенок понимает, что «не тянет», не справляется с новой для него ролью,
но пытается приспособиться к ней, как может: выполняет все формальные
требования, следует всем положенным нормам. Это относительно неплохой в
смысле прогноза сценарий: если такому ребенку вовремя помочь,
«подстелить соломки» в тех местах, где он пока слаб (несамостоятелен,
несобран, не умеет общаться), – он сможет наладить, наконец, свою
школьную жизнь. Учителям достаточно его поддерживать публично, родителям
помогать (а не ругать!) дома – и ребенок, почувствовав, что не все так
плохо, справится рано или поздно.
В другом случае он, напротив, действует согласно воспетому Макаревичем
принципу «не стоит прогибаться под изменчивый мир – пусть лучше он
прогнется под нас». И гнет свою линию…. То есть ребенок идет на
конфронтацию с учителями, родителями и одноклассниками – бунтует против
возникшей в его жизни ситуации, к которой он не в силах приспособиться.
Поскольку в первом классе статус ребенка в коллективе ощутимо зависит от
его успеваемости, от успешности как ученика – в результате такие дети
становятся если не изгоями в коллективе, то «анти-лидерами». Их
авторитет в классе невысок, что еще более ухудшает и без того сложную
ситуацию.
Третий вариант развития школьной дезадаптации характеризуется очень
слабеньким развитием волевых процессов: эти дети не в состоянии
согласовать «хочу», «можно» и «надо», в результате чего обучение их
превращается в тяжкое бремя для учителей, в помеху для одноклассников и
большую проблему для них самих. Происходит это не от «злого умысла»
самого ребенка, а оттого, что он еще «маленький», психика его незрела и
не готова к школе. Такой ребенок может обладать прекрасной памятью,
высоким интеллектом – но при всем при этом он будет есть посреди урока
бутерброд, выходить из класса, когда ему вздумается, звонить маме, когда
захочется, пересаживаться с места на место по своей инициативе
(«сегодня не хочу с Мишей сидеть – а хочу с Катей»), отвечать за всех
или громко подсказывать – и это будет повторяться неоднократно и в
различных вариантах, несмотря на замечания учителей и увещевания
родителей.
Почему же дети столь по-разному «приживаются» в школе? На это есть несколько причин.
В основе, конечно, лежит стиль воспитания ребенка в семье ДО школы.
Если у него не заложены навыки самостоятельности, умения налаживать
контакты и работать «в команде», если у его не сформирован интерес к
познанию – в школе такому ребенку будет трудно.
Второй причиной школьной дезадаптации является сама система обучения
первоклашек: слишком мало в ней добровольного и слишком много
принудительного. Чем младше ребенок, тем тяжелее ему приспособиться к
таким суровым реалиям, вдруг свалившимся на его голову, – поэтому
наиболее уязвимы те, кто пошел в школу ближе к 6, а не к 7 годам – об
этом я уже писала в статье «Возраст первоклассника: 6 лет или 7?»
Третья причина – банальная усталость, переутомление, перегрузка как
нервной системы, так и иммунной. Интеллектуальная, социальная и
психологическая готовность ребенка к обучению – это еще не все. Если
ребенок слабенький, не привык к нагрузкам – в школе ему придется нелегко
даже при отличных способностях и хорошей коммуникабельности. Маленькому
организму слишком дорогой ценой будет даваться адаптация к новым
условиям, и это чревато возникновением соматических заболеваний. Поэтому
так важно еще на этапе подготовки к школе начать развивать ребенка
физически и не бросать занятия спортом в первом классе под предлогом
того, что «и так нагрузка велика».
Ну, и последняя причина – слишком высокая тревожность, мнительность
самого ребенка, чрезмерно сильное переживание промахов как в учебе, так и
в отношениях.
Что же делать, если вы видите (либо вам сообщают педагог или школьный психолог), что учение дается вашему ребенку нелегко?
Главное – понять, что бессмысленно и совсем не полезно паниковать,
ругать и обвинять самого ребенка (в конце концов, что вырастили, то и
получили). Ребенок нуждается в помощи, а не в оценке и тем более не в
порицании.
Постарайтесь самостоятельно в беседах с ним (а лучше – при помощи
психолога) выявить его «слабое место» – то есть что именно является
причиной дезадаптации: недостаток ли самостоятельности, неумение
налаживать контакты с детьми или взрослыми, отсутствие мотивации – и
постараться его устранить.
Потренироваться дома в том, в чем ребенок слаб, попросить учителя вас
поддержать. Попробовать создать у ребенка сильную мотивацию,
заинтересовать его чем-то в учебном процессе или хотя бы вне его, чтобы
малыш понимал, что он делает и для чего, чтобы воспринимал школу не как
бессмысленное несчастье, обрушившееся не его голову, а как что-то
полезное и интересное.
В качестве мотивов может выступать в том числе и достижение успеха (что
особенно актуально для мальчиков), и повышение престижа среди
одноклассников – словом, ориентируйтесь сами, что для вашего ребенка
будет значимо.
Это нелегко, но чрезвычайно необходимо – ведь в школе ребенок проводит
целых 10 лет, и именно на первом этапе закладываются основы его успеха
или неуспеха на этой «марафонской дистанции».
материал подготовила Дорошенко Т.В.
Источник: http://www.yandex.ru/ |