Начальная школа: адаптация
Первый класс — это интересное, но сложное время, как для родителя, так и для ребенка.
Для ребенка — это новый статус, новый режим дня, обязанности, окружение
и, впервые, ощущение себя взрослым. Для родителей — это волнения и
сомнения («готов ли он к школе», «сможет ли справиться с заданиями»,
«какие будут оценки», «найдет ли себе друзей», «будет ли добрый
учитель»), а также радость от того, что ребенок делает первый шаг во
взрослую самостоятельную жизнь.
Для того, чтобы первокласснику было легко учиться, нравилось получать
знания и, чтобы он был успешен в этой новой деятельности, ему необходима
помощь. Сегодня ни для кого не секрет, что ребенка нужно готовить к
школе заранее. Многие родители сейчас заблаговременно отдают ребенка в
различные школы развития, усердно занимаются дома, учатся читать,
писать, считать, изучают иностранные языки… Но этого для будущего успеха
недостаточно. Необходима готовность функциональная, личностная и
психологическая.
К первому классу ребенок должен обладать качествами и способностями,
которые помогут ему начать учиться. Одно из них — произвольность
поведения, то есть способность управлять собственными эмоциями, делать
не всегда интересную работу, не то, что хочется. Другое качество — это
умение прогнозировать последствия своего поведения, оперировать
понятиями «вчера», «сегодня», то есть способность соотнести, что
вчерашняя лень может обернуться плохой отметкой, а приложенное усилие —
пятеркой и похвалой родителей и учителей.
Важным отличием школьного возраста от дошкольного является то, что
ребенка оценивают не по его эмоциональным, поведенческим достижениям, а
по достижениям учебным. Он встречается с внешней оценкой — это, пожалуй,
основной источник трудностей и дезадаптаций. Раньше ребенка оценивали
близкие люди в кругу семьи, а когда он приходит в школу, то встречается с
оценкой чужих для себя людей, которая очень сильно изменяет его
представление о себе. Оказывается, то, за что его раньше хвалили дома,
здесь уже имеет меньшую ценность, за что ругали — здесь ругают еще
больше.
Школа — это первый пример встречи с большим социумом, первый экзамен на
уверенность в себе. Самооценка «ломается» потому, что теперь ребенок в
состоянии сравнить себя с другими людьми, понять, каков он в
действительности, не только внутри своей семьи. Основные трудности — это
как раз расхождение его представлений о себе и той оценки, которую он
получает в школе со стороны соучеников и учительницы.
Трудности с адаптацией могут возникать еще и из-за того, что родители
больше начинают ориентироваться на отметки («принесешь плохую отметку —
не куплю что-либо»). Это может травмировать первоклассника больше, чем
сами школьные неприятности. Родителям также не стоит вспоминать небылицы
своего детства и сравнивать ребенка с собой («у меня никогда не было
троек»). Ребенку важно знать, что он многое может и многое умеет, а
что-то даже лучше, чем другие.
Родителям на заметку
* Залог успеха в школе — это эмоциональный комфорт: в отношении к учителю и одноклассникам не должно быть тревоги и страха.
* Очень важно сохранить с ребенком телесный контакт, обеспечить
поддержку. Старайтесь узнать о школьной жизни своего малыша как можно
больше: о занятиях, одноклассниках, учителе, школе. Рассказывайте о
себе, о своей школьной жизни.
* Помогите ребенку снять психологическое и физическое напряжение после школы.
* Не заставляйте первоклассника выполнять домашнее задание сразу после
возвращения из школы. Дайте ему время отдохнуть. А при выполнении
домашней работы делайте перерывы через каждые 15 минут интенсивной
работы, так как произвольное внимание в этом возрасте кратковременно и
основывается на интересе.
* Не «обрубайте» детство с началом школьного обучения. Ребенок не
автомат, бессмысленно и негуманно заставлять его в один миг «полюбить»
уроки и выполнение домашнего задания и забыть об играх, друзьях,
прогулках. Такое насилие не ускорит взросление, зато вполне может
спровоцировать нервные срывы, отвращение и к школе и к знаниям.
* Любите своего ребенка, будьте к нему внимательны, не сравнивайте с
другими детьми, а только с ним самим, каким он был раньше (не умел, а
сейчас умеешь, не получалось — получилось). И тогда все у Вас получится!
Если возникли трудности…
Давайте попытаемся понять причины неуспеха, обращая внимание на следующие моменты:
Физическое здоровье ребенка. Хронические и частые острые заболевания не
способствуют нормальному обучению и развитию. Приходится часто
пропускать занятия, а после болезни штурмовать все изученное
одноклассниками по всем предметам сразу; на уроках терпеть скуку, потому
что не понимаешь объяснения учителя; испытывать неловкость, потому что
не справляешься с заданием. Объем работы увеличивается, интерес падает,
кривая оценок идет вниз.
Мотивация обучения. Внутренняя мотивация ученика начальной школы должна
быть подкреплена внешними факторами: поощрение, эмоциональное
подкрепление, помощь в организации процесса выполнения домашних заданий
со стороны родителей.
Индивидуальные особенности ребенка. Какое полушарие является сильным:
левое или правое; зрелость коры головного мозга, темперамент, левшество.
Взаимоотношения «учитель-ученик», «ученик-ученик». Комфортные отношения
и безопасная обстановка в классе и школе влияет на мотивацию и качество
обучения.
Основная задача родителей — давать ребенку постоянную психологическую
поддержку, подкреплять его самооценку. Это поможет ему самостоятельно
преодолевать все возможные трудности, оставаясь при этом уверенным и
успешным.
материал подготовила Дорошенко Т.В.
Источник: http://www.yandex.ru/ |