Прошел первый месяц обучения ребенка в первом классе, и обозначились
или начали обозначаться сложности, с которым сталкивается первоклассник,
его родители и учителя. Эти сложности могут быть разными: от трудностей
в учебе вплоть до полного нежелания идти в школу. Порой эти трудности
не распознаются родителями на первом этапе, но их замечают учителя.
Авторами статьи были опрошены классные руководители первоклашек и на основе их наблюдений выделены несколько блоков проблем.
Блок I. Трудности, связанные с регуляцией собственной деятельности. К этому блоку мы отнесли следующие проблемы:
1. Ребенок неусидчив, учителя отмечают повышенную активность, которая
мешает как другим ученикам, так и самому ребенку. В силу своих
особенностей такие дети не могут сидеть спокойно на месте и слушать. Они
перебивают учителей и одноклассников, вскакивают, отвечают, не
дождавшись разрешения учителя.
Другим ребятам трудно выполнять однотипную, монотонную работу: две
одинаковые «закорючки» ребенок тщательно вырисовывает, но очень быстро
теряет интерес к такой работе, и вот уже строчки «пляшут» и каждая
последующая закорючка хуже другой.
2. Медлительные дети. Ребенок не успевает за темпом работы в классе;
когда другие уже справились с заданием, такой ребенок только приступает к
выполнению или застрял где-то на середине.
Во всех указанных случаях страдает трудоспособность ребенка, а в результате страдает качество усвоения материала.
Блок II. Эмоциональные и поведенческие проблемы. Здесь важно обозначить такие сложности, возникающие у ребенка в период адаптации в школе:
1. Дети не могут влиться в коллектив: не могут наладить отношения с
другими ребятами, их отвергают. Впечатление, с которыми они приходят
домой, сводятся к обидам и жалобам на других ребят: рассказывают о том,
кто их обидел, как обозвали, посмеялись и т.д. Могут жаловаться на
учителя: не спросил, оценку не поставил. Такие дети рискуют в итоге
стать изгоями в своем классе.
У таких детей могут быть трудности с согласованием собственных
потребностей с потребностями других детей; не могут договариваться,
плохо понимают социальные рамки и нарушают границы других, не могут
вовремя останавливаться.
2. У детей не сформированы навыки самообслуживания: ребенок не может
зашнуровать ботинок, завязать шарф, что может вызывать насмешки со
стороны других учеников и в результате возникает обида, нарушаются
взаимоотношения.
3. Ребенок «не слышит просьбу». Ученик настолько погружен в собственные
мысли или свои дела, что не концентрируется на учителе. Эта ситуация
обращает на себя внимание по следующей причине. Первый учитель для
ученика начальных классов – значимый объект, авторитет. Даже мнение мамы
и папы для первоклашки может перестать иметь то значение, которое имело
еще совсем недавно, но мнение учителя – абсолютно верно, не
подвергается сомнению, его авторитет – неоспорим. И ситуация, когда
этого не происходит, когда учитель не занимает в жизни ребенка значимую
позицию – настораживает.
4. В этот же блок мы включили такую проблему, как обострение имеющегося
хронического заболевания у ребенка. Обострение заболевания, не
проходящая или частая простуда в этот период может являться
свидетельством трудностей адаптации в школе. Изменение своего статуса,
необходимость притирки к новому коллективу, новый режим дня, нагрузки
могут являться для ребенка источником стресса, который и ослабляет
иммунитет и провоцирует обострения.
Блок III. В этом блоке мы хотели отразить сложности, которые связаны
с готовностью, в первую очередь, психологической, детей к школе.
Некоторые родители стремятся пораньше отдать детей в школу. Причем
«пораньше» относится не только к паспортному, но и к психологическому
возрасту. Дело в том, что не всегда паспортный возраст ребенка
соответствует возрасту психологическому: бывает, ребенок зрел не по
годам. А бывает и так, что своими интересами, эмоциями, да и поведением в
целом он больше похож на шестилетку или ребенка пяти лет, но никак не
на мальчика или девочку, которому (которой) скоро в школу. Некоторые
родители замечают, что ребенок может выучить стишок или запомнить новую
букву только тогда, когда захочет. Или по-другому: он помнит имена всех
мультяшных героев, при этом ни в какую не может запомнить названия фигур
и что существует буква Р (или П, или Е, или цифра 2, или 4. . .и т.д.).
Это очень ценное наблюдение. Дело в том, что такие выборочные «проблемы
с памятью» являются признаком волевой незрелости ребенка: он запоминает
то, что ему хочется, а не то, что нужно. Но ведь в школе будет мало
того, что хочется…
Если вы, дорогие родители, обнаружили у вашего ребенка какие-либо из
этих трудностей, не затягивайте. Не старайтесь утешать себя мыслью, что
ребенок привыкнет, что эти проблемы сами по себе уйдут. Может случится
обратное: ситуация будет усугубляться, отставание по программе
нарастать, отношения с одноклассниками обостряться. В первую очередь мы
предлагаем вам побеседовать с учителем. Выяснить, какие, как ему
кажется, имеются трудности у вашего ребенка, обсудить возможные пути
решения проблемы.
Но следует помнить, что в основе трудностей, указанных в блоке I и
блоке III, могут лежать проблемы со здоровьем. В этом случае мы
рекомендуем вам посетить врачей – педиатра и невропатолога.
Если вы в большей степени отмечаете проблемы блока II, то здесь вам
поможет консультация психолога. Беседа с психологом поможет понять
причину трудностей и выбрать адекватные способы изменения сложившейся
ситуации.
Но нужно сказать еще вот о чем. Иногда родители настораживает адаптация
ребенка в школе: им кажется, что он отстает от сверстников, учиться ему
сложнее, чем другим, или отношения с одноклассниками не складываются. В
то же время учитель никаких проблем не замечает. Если обнаруживается
такое несоответствие, предлагаем родителям задуматься. Может быть,
причина том, что мама или папа в свое время пережили негативный опыт,
связанный со школой? Собственные детские воспоминания иногда вызывают
тревогу, которая бессознательно переносится на детей. Или другая
ситуация. Родители хорошо учились в школе, были успешны по всем
предметам, но вдруг обнаруживают, что малыш другой, не такой, как они. И
в том, и в другом случае родители накладывают собственное представление
о том, как должно быть: если им было трудно в школе, то и ребенок
должен столкнуться с такими же трудностями; или если они учились хорошо,
то и ребенок должен быть успешен. В результате первоклашка загружен
родительскими проекциями, что уже в реальности может негативно
сказывается на его адаптации в школе.
Если вы обнаруживаете, что находитесь в подобной ситуации, стоит
обратиться за помощью к специалисту. Вам может помочь участие в
родительской группе. Ценность именно групповой работы заключается в том,
что здесь вы можете услышать мнения других людей, получить поддержку,
понять, что вы не одиноки, что и другие переживают похожую ситуацию. И
уже этого достаточно, для того чтобы по-новому взглянуть на ситуацию и
наметить пути решения.