Дети-клоуны, дети-шуты - редко какой класс обходится без них. Для
неопытной учительницы, когда на уроке сидит такой "артист", работа
становится пыткой. Наши рекомендации помогут педагогам выработать
оптимальную модель поведения в этой ситуации.
- Многим детям помогает превентивное внимание. Если вы знаете, что в
классе есть ребенок, который обязательно начнет "тянуть одеяло на себя",
прямо в начале урока (объяснения новой темы, опроса) уделите ему минуту
персонального пристального внимания. Спросите о чем-нибудь, похвалите
за помощь, внешний вид, прошлые успехи, поинтересуйтесь его мнением,
просто подойдите и постойте рядом, прикоснитесь, посмотрите в глаза. Это
очень рентабельная трата времени, потому что в большинстве случаев этой
минутной "порции" бывает достаточно, чтобы следующие 15-20 минут
ребенок мог нормально работать и не портить вам нервы. Кроме того, он
получает важный опыт, что внимание взрослого вовсе не обязательно
"выцыганивать" - вы и так о нем помните и хорошо к нему относитесь.
- Иногда очень хорошо срабатывает "тайный уговор": выберите момент и
поговорите с ребенком о том, как вам мешают его постоянные выходки в
классе, как вы от этого устаете и расстраиваетесь, что остальные дети
могут чего-то недопонять, не разобраться. Обычно ребята такого типа
вовсе не злые, они очень живо и сочувственно реагируют на ваши жалобы и
искренне хотят исправить свое поведение - только не могут ничего с собой
поделать. Договоритесь, что вы не будете против безобидных шуток,
разряжающих обстановку в классе, но как только ученик начинает вам
по-настоящему мешать, вы подаете ему условный знак, смысл которого:
"Остановись, это уже слишком!". Это может быть особый жест, взгляд,
слово. Ребенку, нуждающемуся в особом внимании, очень важно и приятно,
что он становится "избранным", доверенным лицом, хранителем секрета. Ваш
условный знак (который займет у вас не более 5 секунд) для него есть та
самая необходимая порция внимания, "доза", глоток воздуха, который
позволит справиться с собой и вести себя приемлемо.
- Если сдерживающие усилия не помогают, постарайтесь, чтобы ваши
"карательные меры" не подкрепляли истерическое поведение, а наказание не
превращалось в театр одного актера. Можно до конца урока отсадить
ученика на стул, стоящий так, чтобы остальные дети его не видели, можно
задать дополнительное письменное задание - чтобы головы не мог поднять, в
крайнем случае, можно взять за руку и вывести в коридор, а еще лучше -
отвести в учительскую или к охраннику, и посадить в уголке. Важно
избежать долгого спектакля: "Выйди из класса!" - "Нет, а что я сделал?",
и так пять раз по кругу, поэтому лучше сразу молча вывести. Не уделяйте
выходкам ребенка много внимания. Быстро, кратко, решительно,
безэмоционально пресекайте безобразие, стараясь не прерывать хода урока -
и все.
- Ни в коем случае не создавайте для такого "обаяшки" режим
попустительства. Не нужно подкреплять его пагубную жизненную стратегию.
Как бы высокохудожественно он ни раскаивался и как бы умилительно ни
улыбался, твердо гните свою линию: правила одни для всех, и тебе
придется им следовать. К тебе я хорошо отношусь, но твое поведение
терпеть не буду. Обсудите с руководством возможность его изоляции в виде
крайней меры пресечения безобразий: пусть один или два дня учится не в
классе, а в гордом одиночестве, в уголке кабинета завуча, например.
Позаботьтесь, чтобы заданий было достаточно по всем предметам, и чтобы
все они были проверены и оценены.
- Когда ученик ведет себя хорошо (или хотя бы приемлемо), обязательно
найдите возможность посмотреть на него, улыбнуться, поговорить. Важно
разрушить в его голове неправильную связь "паясничаю - получаю внимание,
сижу смирно - меня как будто бы нет" и заменить ее другой: "паясничаю -
оказываюсь в изоляции, веду себя хорошо - получаю внимание и
признательность".