1. В подростковом возрасте дети
начинают оценивать жизнь своих родителей. Подростки, особенно девочки,
обсуждают поведение, поступки, внешний вид мам и пап, учителей, знакомых. И
постоянно сравнивают. В какой-то момент результат этого сопоставления скажется
на ваших отношениях с сыном или дочерью. Он может быть для вас как приятным,
так и неприятным. Так что, если не хотите ударить в грязь лицом, начинайте
готовиться к этой оценке как можно раньше.
2.Главное в ваших взаимоотношениях с
ребенком – взаимопонимание. Чтобы его установить, вы должны проявлять
инициативу и не таить обид. Не следует как идти на поводу у сиюминутных желаний
ребенка, так и всегда противиться им. Но если вы не можете или не считаете
нужным выполнить желание сына или дочери, нужно объяснить – почему. И вообще,
больше разговаривайте со своими детьми, рассказывайте о своей работе,
обсуждайте с ними их дела, игрушечные или учебные, знайте их интересы и заботы,
друзей и учителей. Дети должны чувствовать, что вы их любите, что в любой ситуации
они могут рассчитывать на ваш совет и помощь и не бояться насмешки или
пренебрежения.
Поддерживайте уверенность детей в себе, в своих силах, в
том, что даже при определенных недостатках (которые есть у каждого) у них есть
свои неоспоримые достоинства. Стратегия родителей – сформировать у ребенка
позицию уверенности: «все зависит от меня, во мне причина неудач или успехов. Я
могу добиться многого и все изменить, если изменю себя».
В воспитательном процессе недопустима конфронтация, борьба воспитателя с
воспитанником, противопоставление сил и позиций. Только сотрудничество,
терпение и заинтересованное участие воспитателя в судьбе воспитанника дают
положительные результаты.
3. Удивляйте – запомнится! Тот, кто
производит неожиданное и сильное впечатление, становится интересным и
авторитетным. Что привлекает ребенка во взрослом? Сила – но не насилие. Знания
– вспомните, например, извечные «почему?» у малышей. На какую их долю вы сумели
понятно и полно ответить? Ум – именно в подростковом возрасте появляется
возможность его оценить. Умения – папа умеет кататься на лыжах, чинить
телевизор, водить машину... А мама рисует, готовит вкусные пирожки,
рассказывает сказки... Внешний вид – его в большей мере ценят девочки. Жизнь
родителей, их привычки, взгляды оказывают гораздо большее влияние на ребенка,
чем долгие нравоучительные беседы. Немаловажное значение для подростков имеют и
ваши доходы. Если вы в этой области конкурентоспособны, подумайте заранее, что
вы можете положить на другую чашу весов, когда ваш подросший ребенок поставит
вас перед этой проблемой.
4. Вы хотите, чтобы ваш ребенок был
крепким и здоровым? Тогда научитесь сами и научите его основам знаний о своем
организме, о способах сохранения и укрепления здоровья. Это вовсе не означает,
что вы должны освоить арсенал врача и назначение различных лекарств. Лекарства
– это лишь «скорая помощь» в тех случаях, когда организм не справляется сам.
Еще Тиссо утверждал: «Движение как таковое может по своему действию заменить
все лекарства, но все лечебные средства мира не в состоянии заменить действие
движения». Главное – научить организм справляться с нагрузками, прежде всего
физическими, потому что они тренируют не только мышцы, но и все жизненно важные
системы. Это труд немалый и регулярный, но за то и дается человеку «чувство
мышечной радости», как назвал это ощущение почти сто лет назад великий врач и
педагог П.Ф. Лесгафт. Конечно, физические и любые другие нагрузки должны
соответствовать возрастным возможностям ребенка.
Кстати, только физические упражнения, в том числе и на уроках
физкультуры, могут смягчить вред от многочасового сидения за партой. Так что не
спешите освобождать ребенка от физкультуры. Это не принесет ему даже временного
облегчения в напряженной школьной жизни. Даже если у него есть хроническое
заболевание (и тем более!), ему необходимо заниматься физкультурой, только по
специальной программе.
И совершенно необходимо, чтобы ребенок понимал: счастья без
здоровья не бывает.
5. Сколько времени в неделю вы
проводите со своими детьми? По данным социологических опросов, большинство
взрослых в среднем посвящают детям не более 1,5 часа в неделю! И как сюда
втиснуть разговоры по душам, походы в театр и на природу, чтение книг и другие
общие дела? Конечно, это не вина, а беда большинства родителей, которые
вынуждены проводить на работе весь день, чтобы наполнить бюджет семьи. Но дети
не должны быть предоставлены сами себе. Хорошо, если есть бабушки и дедушки,
способные взять на себя часть проблем воспитания. А если их нет? Обязательно
подумайте, чем будет заниматься ваш ребенок в часы, свободные от учебы и
приготовления уроков. Спортивные секции (не забудьте сами пообщаться с
тренером) не просто займут время, а помогут укрепить здоровье и разовьют
двигательные навыки и умения. В доме детского творчества можно научиться шить,
строить самолеты, писать стихи. Пусть у ребенка будет свобода выбора занятия,
но он должен твердо знать: времени на безделье и скуку у него нет.
6. Берегите здоровье ребенка и свое,
научитесь вместе с ним заниматься спортом, выезжать на отдых, ходить в походы.
Какой восторг испытывает ребенок от обычной сосиски, зажаренной на костре, от
раскрошившегося кусочка черного хлеба, который нашелся в пакете после
возвращения из леса, где вы вместе собирали грибы. А день, проведенный в гараже
вместе с отцом за ремонтом автомобиля, покажется мальчишке праздником более
важным, чем катание в парке на самом «крутом» аттракционе. Только не пропустите
момент, пока это ребенку интересно.
То же самое касается и привычки к домашним делам. Маленькому
интересно самому мыть посуду, чистить картошку, печь с мамой пирог. И это тоже
возможность разговаривать, рассказывать, слушать. Пропустили этот момент –
«уберегли» ребенка, чтобы не пачкал руки, всё – помощника лишились навсегда.
7. Желание взрослых избежать разговоров с детьми на некоторые темы приучает их
к мысли, что эти темы запретны. Уклончивая или искаженная информация вызывает у
детей необоснованную тревогу. И в то же время не надо давать детям ту
информацию, о которой они не спрашивают, с которой пока не могут справиться
эмоционально, которую не готовы осмыслить. Лучший вариант – дать простые и
прямые ответы на вопросы детей. Так что и самим родителям надо всесторонне
развиваться – не только в области своей специальности, но и в области политики,
искусства, общей культуры, чтобы быть для детей примером нравственности,
носителем человеческих достоинств и ценностей.
8. Не оберегайте подростков излишне
от семейных проблем, как психологических (даже если произошло несчастье, чья-то
болезнь или уход из жизни, – это закаляет душу и делает ее более чуткой), так и
материальных (это учит находить выход). Подростку необходимы положительные и
отрицательные эмоции. Для успешного развития ребенка полезно изредка отказывать
ему в чем-то, ограничивать его желания, тем самым подготавливая к преодолению
подобных ситуаций в будущем. Именно умение справляться с неприятностями
помогает подростку сформироваться как личности. Роль взрослого человека состоит
прежде всего в том, чтобы помочь ребенку стать взрослым, то есть научить его
противостоять действительности, а не убегать от нее. Отгораживая ребенка от
реального мира, пусть даже с самыми благими намерениями, родители лишают его
возможности приобрести жизненный опыт, найти свой путь.
Никогда не лгите ребенку, даже если это продиктовано лучшими
убеждениями и заботой о его спокойствии и благополучии. Дети каким-то неведомым
образом чувствуют ложь в любой форме. А тому, кто обманул раз-другой, доверия
ждать уже не приходится.
9. Если вы уже успели наделать
ошибок в воспитании, вам будет труднее, чем в начале пути. Но если в своем
воспитаннике вы выявите хотя бы капельку хорошего и будете затем опираться на
это хорошее в процессе воспитания, то получите ключ к его душе и достигнете
хороших результатов.
Такие простые и емкие советы воспитателям можно встретить в
старинных педагогических руководствах. Мудрые педагоги настойчиво ищут даже в
плохо воспитанном человеке те положительные качества, опираясь на которые можно
добиться устойчивых успехов в формировании всех других.
10. Если вы поняли, что были не
правы, пренебрегали мнением сына или дочери в каких-либо важных для них
вопросах, не бойтесь признаться в этом сначала себе, а потом и ребенку. И
постарайтесь не повторять этой ошибки снова. Доверие потерять легко, а восстанавливать
его долго и трудно.
профессор Валентина ЗАЙЦЕВА,
материал подготовила Ильиных Л.М.
Источник: http://www.yandex.ru/ |