Воспитание
школьника в семье
Ксения, ученица 4 класса (сочинение)
Времена меняются, и мы, сегодняшние дети, уже не такие, какими были наши
родители. Мы более самостоятельные и информированные, владеем ПК и разбираемся
в навороченной технике, мы более самоуверенные и смелые, порой это даже
выглядит как пренебрежение к авторитету и мнению взрослых.
В большинстве случаев мы больше ориентированы на себя и реализацию своих
желаний, чем на ценности коллектива, они более безответственные и
неорганизованные. Впрочем, это можно считать свободой и независимостью, если
это не доставляет серьезных проблем.
К сожалению, наше воспитание часто заменяется просмотром фильмов и играми, а
избыток телевизионно-компьютерного времяпровождения нередко делает нас более
агрессивными и жестокими, вспыльчивыми и нервными и замещает собой такие полезные
увлечения, как занятия спортом, чтение, игры с друзьями, а порой даже и
семейный досуг полностью занят просмотром фильмов и играми за компьютером.
В последнее десятилетие незаметно и постепенно произошла серьезная смена
жизненных ценностей: раньше гораздо больше думали о других, о коллективе, о
благополучии страны и города, где живешь. Сейчас современная педагогика
заявляет о том, что воспитание школьников должно помочь ребенку стать успешным
членом общества, найти "свое место под солнцем", то есть просто
приспособится к тому что есть. Кому-то эта позиция нравится, а кто-то с
ностальгией вспоминает времена своего детства, сам является человеком с
активной жизненной позицией и ориентирует нас на другие ценности.
Как известно, большая часть ценностей и взглядов закладывается все-таки именно
в семье. Не стоит воспринимать нас как совершенно отличных от вас существ,
вешать на них модный ярлык "дети-индиго" и опускать руки. Любую
проблему можно решить, и чем мы младше - тем проще это делается. Воспитание нас
в старших классов требует больших усилий, если наши родители не смогли найти
общий язык в более младшем возрасте. На самом деле многие наши детские
переживания остро и болезненно переживаются и нами: чувство одиночества,
желание быть понятым, нравится противоположному полу, иметь друзей, быть
успешным…
О чем не следует забывать?
Воспитание нас – это не дрессировка и не вытачивание нужной детали на станке.
Как бы родителям это не нравилось, мы - самостоятельная личность и вовсе не
обязаны быть удобными для родителей. У нас есть свои чувства, проблемы,
переживания, мы по-своему реагируем на окружающее.
Младший школьный возраст не просто период детства и один из многих этапов
развития человека. Это чрезвычайно значимый период жизни. Первоклассник
чувствует отличие от других детей. От младших его отличает то, что он учится в
школе, от старших – неопытность и неуверенность, сопровождающие начало любого
ранее незнакомого дела. Школа приближает его к взрослым, которые тоже когда-то
проходили этот этап.
Вначале мы ориентируемся на внешнюю сторону школьной жизни, позже осмысляем и
внутреннюю. Первоклассник — счастливый человек. Его считают
"взрослым", он занимается важным делом, значимым и всех интересующим.
Это дело заполняет всю его новую жизнь. Меняются отношения со взрослыми, у него
появляется новый статус – он теперь ученик.
Но не все так радужно в жизни первоклассника. Это трудный период в его жизни,
привыкание к новым правилам и жестким требованиям, смена установок, расширение
границ. Приходится много времени проводить за столом, что очень непросто для
подвижного и еще недавно "вольного" дошкольника. Ко всему добавляются
еще и дополнительные занятия: музыка, танцы, английский…
Как нам помочь?
Нам предстоит решить много непростых задач. Сделать это за нас вам все равно не
удастся, как, впрочем, и заставить школьника стать внимательным, собранным,
ответственным и самостоятельным.
Поэтому основная задача, которую должно решить воспитание нас сейчас – помочь
нам адаптироваться к новым требованиям, поддержать, показать что, несмотря на
первые неудачи, родители все равно любят нас и рады тому, что мы у них есть.
Проводите больше времени с нами, интересуйтесь делами и заботами нас,
разделяйте наши увлечения.
Наращивайте интенсивность требований постепенно, не торопите, но и не
задерживайте наше развитие.
Правила, делающие воспитание детей - то есть нас, эффективными:
- трудности должны быть посильными, адекватными для нас;
-деятельность младших школьников должна быть разнообразной, эмоциональной,
интеллектуально насыщенной;
- создавайте нам ситуации успеха;
- позвольте нам расширить свое жизненное пространство: приглашать школьных
приятелей, завести новые увлечения и хобби, заниматься в тех секциях, которые
нравятся;
- берегите наше здоровье - оно важнее пятерок.
Воспитание нас будет неэффективным, если вы сами не соблюдаете всех тех правил,
которые диктуете нам. Очень многое зависит от вас. Причем в первую очередь не
от ваших слов и объяснений, а от вашего примера. Нелепо, согласитесь,
заставлять ребенка заниматься спортом, проводя свободное время на диване перед
телевизором.
Хотите вы этого или не хотите, но многие ваши ценности, привычки, выражения и
манеры становятся ценностями, привычками и манерами для нас.
Известно, что преступниками в молодые годы становятся те, кто в начальной школе
потерял уверенность в себе как ученике, перестал верить в перспективу хороших
оценок, столкнулся с недоброжелательностью учительницы и несправедливостью
родителей. В этом случае мы теряем мотивацию к учебе, которая влечет за собой целый
ворох других проблем. Воспитание нас происходит в первую очередь в семье, а
потом уже в классе. Поэтому повышайте уверенность нас самих в себе, помогайте
нам, поддерживайте.
Совместное внимание родителей и учителей, своевременное обращение за советом к
школьному психологу помогут избежать многих трудностей в воспитании ребенка.
Воспитание нас должно происходить ненавязчиво и по возможности незаметно для
нас, потому что ощущение тотального контроля может вызвать с нашей стороны
бурный протест и негативное поведение. Постарайтесь быть союзником и понимающим
другом своего ребенка, и мы сможем это оценить.
Спасибо. Мы любим Вас, родители и учителя!
Материал подготовила Ильиных Л.М.
Источник: http://superpredki.ru/ |