http://www.yandex.ru/
Многие взрослым хотят, чтобы их
ребенок был самостоятельным, ответственным, уверенным в себе и в будущем стал
зрелой, творческой и успешной личностью. Так что же это значит: быть
самостоятельным? И что могут сделать родители для формирования
самостоятельности в своем ребенке?
Самостоятельными
не рождаются, а становятся
А вот зарождается самостоятельность
уже в раннем детстве. Важно увидеть ее проявления, помочь росткам окрепнуть и
развиться. Это непростая задача, стоящая перед каждым родителем. Как
недооценка, так и переоценка детской самостоятельности весьма существенны для
развивающейся личности ребенка и чреваты одним и тем же результатом –
беспомощностью детей перед лицом жизненных трудностей. Чем же руководствоваться
в оценке самостоятельности? Как распознать ее возрастные проявления?
Во–первых, единой, абсолютной для всех самостоятельности нет. Если
понаблюдать за трехлетними малышами в детском саду, то можно заметить, что
кто-то, собираясь на прогулку, не без успеха сражается с неподдающимися
застежками, а кто-то терпеливо ждет, пока освободится воспитательница и
поможет ему одеться. Но эти ребята могут поменяться местами, например, на
занятиях по рисованию, или развитию речи? Как определить, кто из них
самостоятелен на самом деле? В чем она должна проявиться, чтобы с уверенностью
можно было сказать: «Ну вот, теперь-то наш ребенок уж точно стал
самостоятельным!»
С одной стороны, за многовековую практику воспитания детей были выработаны
определенные нормы. Мы знаем, когда нужно приучать ребенка к горшку,
когда нужно приучать самостоятельно кушать, когда требовать от него опрятности
или ответственности за порученное дело. С другой стороны, психологи определили,
что есть такие виды деятельности, овладение которыми в полном объеме и позволяет
быть самостоятельным по - возрасту. От 1 до 3 лет – действия с
предметами, от 3 до 7 лет – игра, от 7 до 14 – учеба, от 14 до 18 – общение со
сверстниками, а от 18 и выше – профессиональное самоопределение, труд. Однако,
каждый ребенок – уникальная личность, развивающаяся индивидуально, хоть и по
общим возрастным законам.
Темперамент, врожденные способности, сфера интересов, семейный стиль
поощрения и наказания – все существенно влияет на темпы становления детской
самостоятельности. Поэтому не стоит увлекаться возрастными нормами, лучше
сравнить самостоятельность ребенка с тем, что было неделю, месяц или год назад.
Если «репертуар» самостоятельных действий у него растет, значит, он развивается
нормально, пусть даже не вполне справляясь с тем, в чем его сверстники более
удачливы.
Самостоятельность – не столько умение исполнять какие-то действия без
посторонней помощи, сколько способность постоянно вырываться за пределы своих
возможностей, ставить перед собой новые задачи и находить их решения.
Самостоятельность не означает полной свободы действия и поступков, она всегда
заключена в рамки принятых в обществе норм. Каждому ребенку важна оценка его
действий значимым взрослым – мамой или папой. Им важно радовать родителей
своими новыми успехами и достижениями.
До определенного момента ребенок осваивает свойства предметов, которые его
окружают, и учится совершать простые действия с ними: мячик круглый, его
катают, пылесос гудит, а щеткой водят по полу, в коробку можно что-то положить
и т.д. Он особо не задумывается, зачем включают пылесос, что в этом
действии есть особый смысл: после его завершения, есть определенный результат –
чистый пол. Вот когда ребенок поставит своей целью сделать так, чтобы в
квартире стало чисто и ради этого возьмется за пылесос, тогда можно считать,
что он сделал шаг к самостоятельности.
Первые ростки целеустремленности можно увидеть в желании помочь родителям:
помыть посуду или забить гвоздь, сварить суп. Детям хочется быть такими же
умелыми, как их родители. Но на первых порах не всегда хватает умения и
настойчивости, чтобы инициатива не пропала, надо помочь. К сожалению, иногда
родители сами не поддерживают « приступы» детской самостоятельности: ведь маме
намного проще вымыть посуду самой или поставить ее в посудомоечную машину, чем
с напряжением ждать когда и как это сделает ребенок… Если поддерживать
ребенка регулярно, в его действиях скоро обнаружится второй компонент –
целеустремленность, проявляющаяся в увлеченности делом, желании получить не
любой, а именно нужный результат. Только так ребенок впоследствии может стать
усидчивым, настойчивым и организованным. Неудача не станет для него поводом
отказа от задуманного, а заставит удвоить усилия и в случае необходимости даже
обратится за помощью. Очень важно помочь ребенку, а не сделать за него.
Это необходимое условие развития самостоятельности. Как только ребенок
почувствует, что может справиться сам, то с уверенностью откажется от помощи
взрослого.
Многих родителей беспокоят примерно такие вопросы: «Если я не буду заставлять ее
делать уроки, она за них просто не сядет, и запросто нахватает двоек!» «Как же
мне его не будить? Ведь он обязательно проспит, и тогда будут неприятности в
школе!» «Если я не напомню, он забудет про тренировку. Как пугающе это не
звучит, но ребенок нуждается в собственном отрицательном опыте (конечно, если
он не угрожает его жизни или здоровью). Позволяйте ему встречаться с
отрицательными последствиями своих действий или бездействия. Отмечу лишь, что
важно правильно этот опыт обсудить, без оценок, приказов и угроз. Только тогда
он примет этот опыт и начнет взрослеть и становится самостоятельным. Всегда
предлагайте ребенку выбор. Пусть он сам принимает решение, что для него
актуальнее в данный момент.
Отмечу, что любой выезд без родителей является хорошей оценкой
самостоятельности, проверкой его способности рассчитывать на свои силы, умением
распоряжаться собой, своим временем, карманными деньгами и своей жизнью вообще.
Проявив немного терпения и настойчивости, и позвонив ему, вместо возмущений вы
услышите: «Мам, у меня все в порядке, но мне некогда с тобой болтать – ДЕЛА!»
материал подготовила Ильиных Л.М.
Источник: http://www.yandex.ru/ |